БРОДСКИЙ. ЛЕТО

Актерский перформанс про одиночество человеческого гения и его трагедии в этом


«Бродский. Лето» — одна из частей большого годового проекта, когда каждый новый сезон актер Павел Михайлов читает актуальный для этого сезона цикл стихотворений. Летний цикл включает в себя основные стихотворения Иосифа Бродского и по традиции начинает играться со его дня рождения, за неделю до наступления календарного лета.
Когда-нибудь, когда не станет нас,
точнее — после нас, на нашем месте
возникнет тоже что-нибудь такое,
чему любой, кто знал нас, ужаснется.
Но знавших нас не будет слишком много.
Вот так, по старой памяти, собаки
на прежнем месте задирают лапу.
Ограда снесена давным-давно,
но им, должно быть, грезится ограда.
Их грезы перечеркивают явь.
А может быть, земля хранит тот запах:
асфальту не осилить запах псины.
И что им этот безобразный дом!
Для них тут садик, говорят вам — садик.
А то, что очевидно для людей,
собакам совершенно безразлично.
Вот это и зовут: "собачья верность".
И если довелось мне говорить
всерьез об эстафете поколений,
то верю только в эту эстафету.
Вернее, в тех, кто ощущает запах.
— Иосиф Бродский, "Остановка в пустыне", 1966

Паша Михайлов
Актер, продюсер
— Здравствуйте, меня зовут Паша Михайлов, я актер, режиссер, продюсер. Расскажу кратко, почему я занимаюсь Бродским.

В феврале 2012-го года я увидел новость о том, что Фонд создания музея Иосифа Бродского, созданный в 1999-м году его друзьями Михаилом Мильчиком и Яковом Гординым, ищет средства на выкуп последней комнаты в пятикомнатной коммунальной квартире, где жил Бродский и где планируется создать его музей. Я пришел к ним и предложил организовать краудфандинговую программу для сбора средств. Михаил Мильчик, председатель правления, принял мое предложение, сказав «делайте, Паша, хуже не будет».

В марте 2012-го мы запустили краудфандинг на только что открывшейся тогда Planete. Хозяйка последней комнаты просила 12 млн рублей. Мы стали проводить разные благотворительные мероприятия — выставки, пешеходные и водные экскурсии, встречи с интересными людьми, расставили в музеях и книжных магазинах благотворительные ящики. И так как я актер, я решил читать со сцены его стихи. Так появился перформанс «Бродский. Retweet».

Я верил, что общими усилиями можно собрать 12 млн. Но через год, когда мы собрали 300 тысяч, стало понятно, что так не получится, здесь нужны серьезные меценаты и вообще этим должно заниматься государство.

В 2015 году Василию Кичеджи, тогда вице-губернатору по культуре Санкт-Петербурга, удалось найти спонсора, готового пожертвовать 12 млн. Но хозяйка комнаты вдруг повысила цену до 18 млн. И сделка отменилась. На эти 12 млн был проведен капитальный ремонт перекрытий в квартире, так как состояние во многих местах было аварийным. Тогда же 24 мая на 75-летие квартиру открыли на один день и снова всё вернулось на круги своя.

В 2017-м году Фонд нашел мецената, на чьи средства из Лондона был перевезен архив Валентины Полухиной, установлена сигнализация, отремонтирована одна комната под хранение ценных вещей и документов. В 2018-м была выкуплена соседняя квартира со входом с другого подъезда. Ее соединили с квартирой Бродского, а хозяйку последней комнаты отделили и физически и юридически, оставив ей исторический вход в квартиру.

Музей «Полторы комнаты» открыт фактически с 2020 года. Из-за пандемии его официальное открытие перенеслось на 2021 год и состоялось в январе. Сейчас вы можете свободно в него попасть, предварительно записавшись на экскурсию на сайте музея. Вход в музей со стороны ул. Короленко.

Почему я читаю стихи Бродского? Потому что, мне кажется, только так и происходит «эстафета поколений» и мы с вами — те, «кто ощущает запах».
БРОДСКИЙ. ЛЕТО — актерский перфоманс про одиночество человеческого гения и его трагедии в этом.

23 стихотворения последнего классика ХХ века сменяют друг друга, следуя внутреннему сюжету — рождение личности, её взрослению, конфликту с обществом, и, как следствие, отрыву от него и обретению себя в совершенно другом пространстве. Пространстве «НАД». Не только над понятием «общество», но и над понятием «человек».

Хронология:
Часть первая – юность, влюбленность, осознание;
Часть вторая – зрелость, творчество, прощание;
Часть третья – одиночество, автопортрет.

Используемые стихотворения:
1
Остановка в пустыне
Дебют
Я родился и вырос в балтийских болотах, подле…
Сретенье
Anno Domini
Я не то что схожу с ума, но устал за лето…
Письмо генералу Z.
Новые стансы к Августе
2
Развивая Платона
Дидона и Эней
Прощальная ода
Дорогая, я вышел сегодня из дому поздно вечером…
Те, кто не умирают…
Письма Римскому другу
Там, за нигде, за его пределом…
Ниоткуда с любовью…
3
Осенний крик ястреба
Прилив
Колыбельная трескового мыса
Натюрморт
Наклонись, я шепну тебе на ухо что-то…
Портрет трагедии
Навсегда расстаемся с тобой дружок…

В спектакле звучит музыка Альфреда Шнитке и группы «АукцЫон».
Паша Михайлов
Актер, режиссер, продюсер. Родился в 1984 году в Норильске. В 2006-м закончил Санкт-Петербургский Университет Профсоюзов, специальность «режиссура театра и кино», курс З.Я. Корогодского. В 2015-м закончил годовое обучение в бизнес-школе RMA (Москва), курс «арт-менеджмент и галерейный бизнес». В 2016-м закончил годовое обучение в школе кураторов «Свободных мастерских» ММСИ. Живет в Санкт-Петербурге.

Как актер работал с режиссерами — Андреем Могучим, инженерным театром АХЕ (СПб), Максимом Диденко, Иваном Вырыпаевым, Русланом Маликовым, Войтком Урбаньски (Польша).

Играл в театре «Практика» — сезон 2013-2015, спектакли "Красная птица", "Дознание".
Актер театра Джулиано Ди Капуа (СПб).
Победитель театральных премий — Прорыв-2015, Золотая маска-2015 за спектакль «Жизнь за царя» режиссера Джулиано Ди Капуа.

Режиссер спектакля «Кокон» по текстам Чеслава Милоша и Иосифа Бродского, Teatr Polski (Warszawa), в рамках стипендиальной программы «Гауде Полония».

Создатель проекта «Паша читает».
Отзывы о спектакле
Made on
Tilda