Деревья в моем окне, в деревянном окне,
деревню после дождя вдвойне
окружают посредством луж
караулом усиленным мертвых душ.

Нет под ними земли — но листва в небесах,
и свое отраженье в твоих глазах,
приготовившись мысленно к дележу,
я, как новый Чичиков, нахожу.

Мой перевернутый лес, воздавая вполне
должное мне, вовне шарит рукой на дне.

Лодка, плывущая посуху, подскакивает на волне.
В деревянном окне деревьев больше вдвойне.
— 26 октября 1964, Норенская
Паша Михайлов
Актер, режиссер
Спектакль по осенним стихам Иосифа Бродского.

В марте 1964 года Иосифа Бродского осудили по статье о тунеядстве на 5 лет и отправили на принудительные работы в совхоз в Архангельской области. Он оказался в деревне Норинская, где пробыл 18 месяцев, пока под общественным вниманием и давлением власти не пересмотрели его дело и не сократили срок до реально отбытого.

В это же время в его личной жизни случается трагедия, его возлюбленная Марина Басманова изменяет ему с поэтом Дмитрием Бобышевым. Как потом говорил сам Бродский, «на квадрат тюремной камеры наложился любовный треугольник, вот такая получилась геометрия». Басманова приезжала к нему в Норенскую, туда же приезжал и Бобышев. Это было тяжелое время для всех троих. Вся лирика Бродского в это время шла с посвящением М.Б.

Но парадоксальным образом ссылка, если можно так выразится, «пошла на пользу» его творческому гению. И физическое и душевное напряжение вывело его на новые горизонты поэзии. Его гений развивался квантовыми скачками. К концу ссылки Бродский уже стал полностью сформировавшимся, зрелым поэтом — и это в 25 лет.

Он оказался «заброшен», но эта заброшенность оказалась не забытьем, но «прыжком» туда, куда возможно Бродский шагал бы обычным развитием много дольше.

В спектакле стихи звучат в хронологическом порядке их появления и это позволяет увидеть развитие его гения и эволюцию чисто человеческого отношения Бродского к окружающей его действительности. Он прошел все известные стадии от отрицания и гнева до принятия и самоиронии. В деревне же за полтора года он подружился с жителями и даже сделал небольшую карьеру — последние три месяца он уже работал в местном фотоателье и ездил по деревням с фотоаппаратом, снимая портреты людей.

Из-за своей тоски, ощущения обреченности и горькой иронии стихотворения норинского периода все кажутся написанными осенью, даже те, что написаны в другое время. И именно поэтому какие-то «осенние» стихи Бродского, написанные уже после ссылки, также звучат в спектакле.

Всех вместе нас объединяет главная интонация этих стихов — а именно экзистенциальное ощущение человеком своей «заброшенности» в этот мир. Мы не хотели рождаться, по крайней мере, если выбор и был, мы не помним о нем. Кто-то делает выбор за нас. Но уже находясь здесь, нельзя забывать, что смысл жизни именно в ней самой. И как говорил Бродский, если речь это то, что отличает наш вид из всего животного царства, то поэзия — это наша видовая цель. Поэтому — приходите на спектакль, заниматься нашей прямой человеческой обязанностью.

Продолжительность 1 час 20 минут
16+



Фотосесия к спектаклю
Паша Михайлов
Актер, режиссер, продюсер. Родился в 1984 году в Норильске. В 2006-м закончил Санкт-Петербургский Университет Профсоюзов, специальность «режиссура театра и кино», курс З.Я. Корогодского. В 2015-м закончил годовое обучение в бизнес-школе RMA (Москва), курс «арт-менеджмент и галерейный бизнес». В 2016-м закончил годовое обучение в школе кураторов «Свободных мастерских» ММСИ. Живет в Санкт-Петербурге.

Как актер работал с режиссерами — Андреем Могучим, инженерным театром АХЕ (СПб), Максимом Диденко, Иваном Вырыпаевым, Русланом Маликовым, Войтком Урбаньски (Польша).

Играл в театре «Практика» — сезон 2013-2015, спектакли "Красная птица", "Дознание".
Актер театра Джулиано Ди Капуа (СПб).
Победитель театральных премий — Прорыв-2015, Золотая маска-2015 за спектакль «Жизнь за царя» режиссера Джулиано Ди Капуа.

Режиссер спектакля «Кокон» по текстам Чеслава Милоша и Иосифа Бродского, Teatr Polski (Warszawa), в рамках стипендиальной программы «Гауде Полония».

Создатель проекта «Паша читает».
Made on
Tilda